|
| постоянный участник
|
Сообщение: 87
Откуда: Казань
|
|
Отправлено: 04.08.09 20:42. Заголовок: ИЛЬИН ДЕНЬ — день па..
ИЛЬИН ДЕНЬ — день памяти пророка Ильи, отмечаемый 20.VII /2.VIII . Ильин День праздновался во избежание грома и молний (ср. хрононимы: укр. Громове свято, серб. Илиjа громовник, болг. Гръмовник). Ильин День. считался временем летних гроз и бурь, страх перед последствиями которых (пожары, разрушения, гибель урожая) породил отношение к Ильину Дню как опасному и крайне неблагоприятному (ср. русс. Илья немилостивый, Илья сердитый). Ильин День входил в цикл дней, празднуемых для защиты от грома и пожаров: ср. также сербское поверье о том, что св. Пантелей (отмечаемый 27.VII) приходится Илье-пророку братом, а Огненная Мария (30.VII) — сестрой. В России в Ильин День совершались молебны в поле и в церквях и часовнях, посвященных Илье; запрещались различные виды хозяйственных и домашних работ (косьба, вывоз сена, жатва, а также стирка, колочение белья вальками); несоблюдение этих запретов могло навлечь на село, дом, угодья грозу, сильные ветры, пожары. В России в Ильин День совершались молебны от засухи. У южных (реже и у восточных) славян известны поверья о том, что от грома в Ильин День портятся орехи: они становятся червивыми, пустыми, сгорают изнутри, «их съедает молния». Плоды лесного ореха и сам кустарник расценивались как прибежище демонического или хтонического существа, поражая которое, гром (громовержец) наносит вред и самим плодам (см. Лещина). Ильин День считался календарной границей, когда проявлялись первые признаки осени. Болгары говорили, что в Ильин День Илья надевает первый из своих семи кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что «на Илью до обеда лето, а после обеда осень». Верили, что с Ильина Дня перестает греть солнце («До Ильина Дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина Дня и на пустоши роса не обсыхает»); начинаются утренние холода и Даже заморозки («На Ильин День и камень прозябает», «До Ильи — хоть разденься, а после Ильи в зипун оденься»); сокращается световой день («Петр и Павел час убавил, Илья-пророк два уволок»); опадают листья с деревьев («Придет Петрок — оторвет листок, придет Илья — отщипнет и два»); начинаются дожди и ненастье («До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит», «Прийде Iлля, то наробить у полi гнилля»). С Ильина Дня запрещалось купание. С Ильиным Днем связывалось сезонное исчезновение животных (змей, птиц и др.; ср. Воздвижение), а также начиналось «волчье» время: открывались волчьи норы и волки могли нападать на скот; в некоторых местах в Ильин День начинался сезон охоты на волков и охотники считали, что, затравив в Ильин День волка, они обеспечат себе удачу на будущее. С Ильина Дня отменялись запреты на пищу нового урожая. В Ильин День пасечники в первый раз подрезали соты и угощали всех медом. К Ильину Дню должно было закончиться роение пчел; после него пасечники отгоняли чужой залетевший к ним рой, считая его ненадежным (ср. рус. «Ильинский рой не в корысть»). У восточных славян с Ильиным Днем связано появление хлеба из муки нового урожая (ср. приметы: укр. «На Илли новий хлиб на столи», бел. «На Илью поуну печь хлеба нальлю»). Хлеб из новой муки приносили для благословения в церковь, оставляли его перед иконой Ильи. Ильин День был одной из хозяйственных границ года: в Ильин День могли начинать жатву («Илья жниво зачинает») или заканчивать уборку урожая (укр. «Илля на поли копи личить»), а также завершать косьбу: «Илья-пророк — косьбе срок»; после Ильина Дня косили толокой в помощь вдовам, сиротам и одиноким старикам (ср. бел. «Іванова сена — панове, а Ілліне — удовіне»). Одним из наиболее заметных событий Ильина Дня была братчина — осенний праздник урожая. Немного истории библейской... Илия — один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет Илия поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в городе Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол». Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.
|