(отрывки из книги) Вениамин Фильштинский ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИКА
Балтийские сезоны, Санкт-Петербург, 2006 (тираж 1000экз.
!!!)
Учитель который сомневается Пытаться учить становится артистами – это может быть, одно из самых загадочных занятий на свете. Если конечно, не понимать под обучением артистов такое натаскивание на определенные двигательные, голосовые, пластические и даже в какой-то мере эмоциональные навыки, когда постепенно закрывается собственная личность. Человек пытается быть художником, а его натаскивают на навыки, которые плотно загипсовывают его собственное «я», иногда этот гипс бывает даже хорошо раскрашен. …
Лев Додин
НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ Набор в театральную школу Если бы меня спросили, существует ли модель гармоничного творческого взаимодействия режиссера и актера, момент идеального их содружества, я бы ответил: "Это набор".
Набор нового курса - замечательное дело, замечательный процесс, которому нет аналогов в реальной театральной практике, К сожалению, режиссеры и актеры редко бывают в таком единодушии, в таком обоюдном одновременном желании сделать что-то хорошо, в таком тесном и напряженном творческом контакте, как набирающий педагог и абитуриент….
Абитуриенты Те из них кто потом стали студентами, о приемных экзаменах вспоминали так.
…Андрей П: «Во время вступительных экзаменов я больше руководствовался ощущениями, нежели мыслями. Где-то за неделю до консультаций я начал чувствовать какие-то потусторонние импульсы. Сейчас, оценивая ситуацию, я могу сказать, что это была моя интуиция, которая работала очень сильно вследствие общего рабочего настроя»…
Об ошибках Берешь человека после полуторамесячных труднейших …творческих испытаний, а он уходит из института, даже не приступив к учебе. Или поступил с блеском… И вдруг …парень уже в середине первого семестра начал прогуливать, пить…Что это значит? Ведь эти счастливчики были избраны…порой из 100, или по крайней мере из 80 человек.
Консультации …В небольшой комнате сидит педагог, в коридоре теснятся абитуриенты. Лаборант кафедры разбивает их на десятки. …в комнату входят 10 взволнованных, притихших, разнокалиберных, одетых кто как..
Официальная программа знакомства: стихотворение, басня, отрывок из прозы.
По репертуару сразу видно, есть ли у абитуриента какая-то культура…
Первые туры Перед нами.. 300 человек.Первый тур проводится уже в сравнительно приличном помещении,…появляются цветы…много любопытных…мастер теперь не один, а в окружении других специалистов.
…Появляютя люди, за которых хлопочут. Это актерские дети, либо приближенные к актерским семьям…
и тут «да» и «нет» должно быть особенно обоснованным.
Первый тур – это подробная беседа с абитуриентом у педагогического стола.
Осталось 115 Даем домашнюю письменную работу. Тема: «Люди, которых я люблю».
Очень часто сквозь общие фразы поверхностность, прорывались сильные чувства.
Второй тур Дело переносится уже на Малую сцену, И комиссия увеличивается.
Записи на втором туре Стоит - жлоб, начинает читать - не жлоб.
"+", но студентам - режиссерам всем почему-то не нравится.
В резких красках противен.
В этих записях то, что раньше не было замечено.
Осталось 45 человек Абитуриентам предстоит трудится над отрывками, которые мы им объявляем…
Движенческая проверка Проводится кафедрой сценического движения
Андрей З. с их точки зрения, большой, но приземтистый.
Ксения Р. Получила плюс за шпагат.
Психологическое обследование …проводилось под руководством Н.В. Рождественской.
Вероника Д. – хочет, может и будет работать.
Андрей П. – внутреннее неблагополучие, грозящее нервным срывом, хотя работоспособен, эмоционален.
Коллоквиум Мы привлекли и Льва Иосифича Гительмана
(прим. на программке спектакля Тартюф есть посвящение Л.И. Гительману)– специалиста по зарубежному театру, и Юрия Николаевича Чирву – великолепного знатока русской литературы.
Конечно абитуриенты подвирали, немного красовались, но все-таки кто-то был искренен.
Вероника Д. Оказалось мама ее – художница по головным уборам в Кировском театре, и поэтому девочка ходила на балеты.
Илья Ш. Не глуп, Очень много знает про театральные декорации, про свет на сцене. "Случай из моей жизни" Задачи этого сочинения: продолжить проверку человеческой содержательности абитуриентов, жизненного опыта, их склонности к психологическому анализу, к самоанализу. Это была более показательная работа, чем домашняя, потому что надо было, получив тему, тут же на нее откликнуться.
Костя Х. "Мой крест". Сочинение о том, как от волнения он упал в обморок, когда его крестили (уже во взрослом возрасте).
Илья Ш. "Как я родился". Соригинальничал, конечно, но с воображением написал. Он, мол, помнит момент своего рождения. (продолжение следует)