О фильме на сайте ТВЦ:
Когда ребёнку угрожает опасность, его родители готовы на всё. Ради спасения дочери героине фильма "Окончательный приговор" придётся провести не только работу над своими ошибками, но и исправить преступные промахи других.
Судья Анна Дмитриевна Покровская (Татьяна Колганова), известная своей принципиальностью и честностью, уверена, что выносит подсудимым справедливые приговоры. В отличие от тихого и терпеливого супруга Владимира (Александр Кудренко), она ещё и строгая мама четырнадцатилетней дочери Кристины (Елизавета Аистова). Накануне отъезда Владимира в Москву, где его ждут на новой работе в перспективной компании, Кристину похищают. Владимир уверен, что исчезновение инициировала сама девочка, чтобы сорвать его отъезд. Однако вскоре родители получают послание от похитителя их дочери. Кроме того, что им запрещено обращаться в полицию, Анна должна разобраться в деле, в котором она несправедливо осудила человека. В противном случае их дочь не вернётся домой…
– Наш фильм о довольно простых вещах – о том, как важно быть честными и искренними в отношениях друг с другом, – говорит режиссёр Дмитрий Аверин. – В нашей киноистории речь идёт как раз о такой семейной паре, в отношениях которой исчезла откровенность. Казалось бы, внешне это счастливая семья, где налицо картинка комфортной жизни – обеды всей семьёй, чудесная дочь-подросток. Однако всё это – видимость и иллюзия семейного штиля. На самом деле, семья в любой момент может разрушиться под нарастающей волной проблем и множества недоговорённостей. К примеру, давно потерявший работу Владимир боится в этом признаться своей властной супруге. Он боится в глазах окружающих и самой Анны прослыть иждивенцем. И от этого очень комплексует. Получается, что надо было случиться большой беде, чтобы супруги, наконец, откровенно поговорили, многое поняли о себе, своих чувствах и о том, насколько нужны друг другу.
…В город возвращается бывший возлюбленный Анны – Олег (Илья Шакунов), сотрудник Следственного комитета. Понимая, что с подругой случилась беда, он присоединяется к Анне и Владимиру, помогая им в поисках Кристины…
– История с появлением в жизни героев Олега нужна была, чтобы у героини был выбор между мужчинами. Как бы это смешно не звучало, но Анна – это амбициозный и властный Олег, только в юбке. Два лидера по жизни всё время находятся в конфликте. Они настолько похожи силой характера, что никогда не смогли бы быть вместе. И мне кажется, глядя на Олега, как в зеркало, Анна видела себя, – продолжает Аверин. – Так же похожи друг на друга их вторые половинки – жена Олега Даша (Екатерина Старателева) и Владимир. Оба с комплексами и неуверенностью в себе, они, как оказывается, являются главными хранителями семейного очага, его опорой.
Съёмки проходили в октябре 2018 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Заседания суда снимали в настоящем Выборгском суде, а подходящий кабинет Анны нашли в сельскохозяйственной академии в Петергофе.
– Межсезонье немного осложнило съёмки. Вроде, солнышко, на улице тепло. Начинаем снимать артистов в открытой одежде, а через час погода меняется, и уже без куртки холодно, – вспоминает режиссёр. – Наша юная артистка Лиза Аистова – героическая девочка. В избушке, где по сюжету её держали в заложниках, было очень холодно, как мы не старались обогревать помещение тепловой пушкой. Если мы были в пуховиках, то на Лизе была лёгкая куртка и драные колготки. Несмотря на холод, Лиза удивляла нас своей работоспособностью. Она очень точно играла эмоциональные состояния, совершенно отличные по настроению. Все сцены в избушке мы отсняли за одну смену!
Самым запоминающимся для режиссёра стали съёмки эпизода, когда герой фильма случайно убивает клиентку ресторана, вставшую у доски для метания ножей.
– Специально купленные ножи никак не втыкались в доску, – улыбается режиссёр. – Свои силы пробовали по очереди все мужчины на площадке – и никак! В итоге моя помощница, второй режиссёр Леночка, посмотрев на наши мучения, взяла ножи и вонзила их точно в доску. К всеобщей радости, оператор, который снимал все наши метания, не выключил камеру. Эти кадры и вошли в фильм. Дальше дело пошло быстрее, мы поставили рядом актрису, нарисовали на её шее рану, и девушка "живописно" сползла на пол.
Название ресторана "Гнездо глухаря", где разворачиваются трагические события, ничего общего не имеет со знаменитым московским бард-клубом.
– Для нас "глухарь" – это слово, означающее нераскрытое преступление, а слово "гнездо" ассоциируется с семейным бизнесом её владельца Андрея Ивановича (Артур Ваха), когда-то отсидевшего срок, – говорит Аверин. – Кстати, татуировку на пальцы артиста мы решили нарисовать спонтанно. Такая деталь, как наколка на руках мужчины, иногда говорит за себя больше, чем монолог героя.
Что касается названия фильма – "Окончательный приговор" – по мне, это не вынесение решения суда, а своего рода восстановление справедливости. Это вердикт человека, который вынес приговор всем преступникам, когда-то ушедшим от заслуженного наказания. Каким будет его окончательный приговор? Зрители узнают в самом финале.
Бернара Батталова
ТВЦ